С 01 января 2011 года в России вступает в силу закон о медиации - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника ( процедуре медиации)". Что же такое медиация и что нового появится в Российской практике разрешения конфликтов?
Медиация (от латинского "mediare" - посредничать) - внесудебный способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиация широко развита во многих странах мира, и признана как способ разрешения конфликтов ст. 33 Устава Объединенных наций.
Процедура медиации может применяться только в тех случаях, которые прямо предусмотрены законом. В частности к таким случаям относятся споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
Основными принципами медиации являются добровольность как в принятии решения об обращении к процедуре медиации, так и в достижении взаимоприемлемого решения по существу спора, равноправие сторон, нейтральность и незаинтересованность медиатора, конфиденциальность.
В отличие от судебного способа разрешения спора, где суд принимает решение, основываясь на норме закона в пользу той или другой стороны, целью медиации является достижение взаимоприемлемого компромисса, сохранение условий для дальнейшего сотрудничества сторон. Приоритетом медиации являются будущие отношения сторон, а не правовая оценка претензий, связанных с событиями в прошлом.
Представляется, что наиболее востребована процедура медиации будет в спорах, возникших в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности - там, где сторонам важно сохранить долгосрочные партнерские отношения, а так же в спорах, возникших из семейных правоотношений.
Является ли медиация чем-то принципиально новым в Российской практике разрешения споров? Ответ скорее нет, чем да. Несмотря на то, что до принятия закона о медиации само понятие "медиация" в Российском законодательстве практически отсутствовало, стороны и ранее имели возможность вместо обращения в суд, урегулировать спор во внесудебном порядке. Закон о медиации лишь более подробно регулирует данную процедуру, описывает полномочия медиатора, устанавливает требования предъявляемые к медиатору, и пожалуй самое главное - утверждает правовой статус медиативного соглашения.
Медиативное соглашение - это результат процедуры медиации, добровольное соглашение сторон спора, по разрешению данного спора, представляет собой согласно ст. 12 Закона о медиации, гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Целью закона о медиации является создание института медиации для оказания помощи сторонам спора в самостоятельном разрешении спора. При этом урегулирование спора в порядке медиации, должно быть выгодно сторонам спора, так как это проще, быстрее и дешевле чем рассмотрение спора в судебном порядке. Немаловажно также и то, что широкое применение медиации помогло бы "разгрузить" судебную систему.
Несмотря на очевидные преимущества медиации, быстрое развитие данного института вряд ли возможно. Дело в том, что медиация сложный процесс, требующий от медиатора знаний в разных областях. При разрешении одних споров, от медиатора требуется хорошее знание психологии. По спорам, в которых медиативное соглашение может представлять собой сложный юридический документ, от медиатора требуется глубокое знание юриспруденции. Очевидно, что для широкого развития медиации необходимы медиаторы, действующие на профессиональной основе, прошедшие специальную подготовку.
Ст. 16 Закона о медиации предусматривает, что "Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Правительство РФ постановлением от 3 декабря 2010г. № 969 "О программе подготовки медиаторов" установило, что данная программа утверждается Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ.
Скорейшее принятие такой Программы, несомненно, способствовало бы развитию медиации как перспективного способа разрешения споров.